Nike

Основатели корпорации Nike, не маркетинговые гении и не акулы бизнеса – это американский бегун на средние дистанции Фил Найт и его тренер Билл Боуэрман. Ведь кому как не спортсмену лучше знать, что необходимо для достижения наивысших результатов в спорте.

логотип nike

В 60-е года 20 века лидирующее положение на мировом рынке спортивной обуви занимает Adidas. Стоимость кроссовок этой компании немалая – 30-40 $, для сравнения цена обычных американских всего 5 $. Разница в цене ощутимая, но еще выше разница в качестве. Билл Боуэрман не раз становился свидетелем – американские бегуны разбивали ноги в кровь от неудобной американской обуви, а Фил Найт даже прочувствовал это на себе.

Обучаясь в Стенфорде, Фил Найт изучает маркетинг и защищает работу по исследованию американского рынка спортивного снаряжения. Безусловно, это сыграло огромную роль в становлении будущего бизнеса.

После окончания университета Фил, имея уже определенные знания, и Билл, имеющий определенный опыт создания обуви, решают продавать такую же удобную обувь, как Adidas и Puma, но по низким ценам. Как этого добиться? План таков – для начала закупать обувь в Японии и перепродавать в Америке. Широко известно, что стоимость рабочей силы на востоке, ниже, чем в Соединенных Штатах и значительно меньше, чем в Европе (этим и объяснялась дороговизна обуви Adidas).

В 1962 году Фил Найт едет в Японию и покупает первую партию обуви у известной японской фабрики Онитсука Тайгер, выдавая себя за менеджера не существующей компании Blur Ribbon Sports. Вернувшись в США, Фил быстро распродает партию кроссовок. Так повторяется вновь и вновь, прибыль растет, а компания требует развития.  На этом этапе истории бренда, роли в компании разделялись следующим образом: Фил Найт – закупает и продаёт кроссовки, Билл Боуэрман –переделывает их и улучшает качество перед продажей.

В 1965 году в компании появляется сотрудник – Джефф Джонсон, спортсмен, занимающийся продажами. В этом же году компания переименовывается в Nike, в честь греческой богини победы – Ники.

Тут же происходит знаменательное событие – компании Nike открывает свой первый магазин в Санта-Монике.

В 1970 году руководство японской фабрики Онитсука Тайгер понимает, что продешевило – компания Nike приносит хорошую прибыль. Они предлагают два выхода для Фила и Билла: либо те продают часть компании японцам, либо руководство фабрики значительно поднимают стоимость продукции. Но Фил Найт и Билл Боуэрман предвидели такое развитие событий – они заблаговременно получили выгодные кредиты и решили начать собственное производство. Данное событие стало следующей ступеней в развитии компании Nike.

В 1971 году студентка университета дизайна Каролина Дэвидсон за 35 долларов рисует всемирно известный логотип Nike. Двенадцать лет спустя, в 1983 году, Nike отблагодарят Каролину – вручив ей конверт с определенным количеством акций компании, золотой перстень и эмблему Nike, инкрустированную бриллиантами.

В середине 70-х годов Биллу Боуэрману приходит поистине гениальная идея – сделать подошву кроссовок рифленой, похожей на вафли. Данное изобретение улучшило толчок обуви, что для спортсменов играет огромное значение и уменьшило вес обуви.

Nike становится лидером индустрии, опережая Adidas и завоевывая 50% рынка.

1973 год – рекордсмен Америки в беге на средние дистанции Стив Префонтейн носит обувь Nike.

1974 год – Джимми Коннерс в кроссовках Nike побеждает на турнире US Open.

Марафонец Генри Роно устанавливает в кроссовках Nike 4 мировых рекорда.

Кроссовки с рифленой подошвой становятся самыми продаваемыми.

В 1979 году в компанию приходит Фрэнк Руди с нововведением для кроссовок Nike. Его идея могла быть использована другой компанией, поскольку в первый раз руководство Nike отвергло его предложение. И лишь, когда Фрэнк Руди более настойчиво презентовал свое изобретение, берущее начало из лабораторий NASA, во второй раз, Nike заключило с ним договор. И, поистине, не прогадало – обувь на воздушной подушке Air  (изобретение Фрэнка Руди) выдвинуло Nike на первое место.

80-е годы начинаются очень противоречиво для корпорации. С одной стороны, это лидирующее положение, огромная прибыль от продаж, спонсорство компанией более половины игроков NBA; с другой стороны, проблемы на производстве в странах востока и неверный выбор маркетинговой стратегии – следовать модной волне.

В результате компания возвращается на свою первоначальную позицию – производить профессиональную спортивную обувь.

1984 год – не виданный маркетинговый ход – Nike заключает договор с Майклом Джорданом, 21-летней звездой NBA. На тот момент это был первый подобный контракт. Кроссовки, Air Jordan, спроектированные специально для Майкла, как бокового нападающего, учитывали необходимость обеспечить удобство приземления. Известно, что именно боковые нападающие приземляются на стопу с троекратной нагрузкой по отношению к собственной массе. Майкл Джордан – становится идолом, ему подражают миллионы мальчишек по всему свету.

Кроссовки Майкла были выполнены в черно-красных цветах , именно тех, что были запрещен в NBA. И все равно, платя каждый раз 1000 $ штрафа Джордан выходил в них на площадку. Результат – прибыль Nike выросла с 870 млн $ до 4 млрд $ в год.

Компания Nike продолжает развиваться: усиливается маркетинговый отдел, развивается отдел бизнес планирования и стратегического развития. Nike позиционирует себя как спортивная корпорация, не ограничивающаяся только производством обуви.

В 1993 году Майкл Джордан возглавляет «Чигаго Булллз», которые выигрывают  третий подряд чемпионат NBA.

Десять футболистов сборной Бразилии подписывают контракт с Nike пред Чемпионатом мира 1994 года… и выигрывают его.

В 1998 году происходит резкое падение цен, обвал биржевых ставок. Впервые за свое существование Nike несет финансовые потери. Но руководство компании делает всё возможное и в 1999 году компания успешно развивается и расширяется посредством сети Интернет.

Рекламные кампании Nike всегда неожиданные и увлекающие. Чего только стоит фирменная фраза Nike: Just Do It.

2000 году появляется ролик, в котором известная легкоатлетка спасется от маньяка в кроссовках Nike, ролик обрывается и перенаправляет посетителей на сайт. Затем стартует Интернет-проект «Секретный турнир». В съемках участвовали 24 лучших футболиста планеты. На сайте посетители могли принять участие в данном турнире в качестве тренера команды и побороться за реальные призы – комплекты продукции Nike.

В 2000 году из большого спорта уходит Майкл Джордан, Nike решает заключить контракт с другим успешным спортсменом – Тайгером Вудсом и не прогадает – он выигрывает открытый чемпионат США с фирменным мячиком Nike.

23 октября 2007 года Nike покупает бренд Umbro, прибавляя к уже имеющейся марке молодежной обуви Converse, следующую составляющую.

В 2008 году совместно с Apple выпускают «умный браслет», способный показать скорость Вашего движения, расстояние, кровяное давление, пульс, сжигаемые калории и т.д.

В настоящее время компания Nike – крупнейший производитель спортивной экипировки, опередивший Adidas. Nike имеет заводы в 56 странах, численность сотрудников около 25 000 человек. И можно с уверенностью сказать, что у компании еще всё впереди.

Оставить комментарий